Александр
Тумасян
Ё-го-го
Когда Борису Сергеевичу
Фульчинскому объяснили, кто и откуда ему звонит, он не
сразу поверил. А когда узнал, зачем, то ему стало не по
себе. Оказывается, в их драматический театр приезжает
с проверкой комиссия. И проверять будут не репертуар,
а готовность артистов к действиям по гражданской обороне.
- И учти, Фульчинский,
- рокотал в трубке начальственный бас - комиссию возглавляет
генерал Рогов. Так что не подкачай там. Покажи, что наша
культура, ёлки-палки, тоже может, если надо, оборону держать.
- Легко им там
командовать, - думал Борис Сергеевич, с тоской глядя на
тощую папку с надписью «ГО», что в переводе с языка военных
сокращений означало «Гражданская оборона». Совсем некстати
он вспомнил, как на прошлой неделе по телевизору показывали
его однокурсника Митю Павлова. Митя самозабвенно играл
на скрипке в подземном переходе где-то возле Новоарбатской,
а прохожие кидали в стоявшую на асфальте шляпу монеты
и мелкие купюры. Последовать Митиному примеру Фульчинскому
не хотелось. Поэтому надо было что-то делать.
В последнее время
о ГО стали как-то забывать. В театре два года подряд этим
вопросом занимался Соломон Яковлевич Гольдберг. Но его
за все это время почему-то никто не проверял, и старый
Соломон вышел на пенсию, не оставив идейного наследства
в области гражданской обороны. Теперь за все отвечал Фульчинский.
Положение было
сложным, но не безнадежным. И Борис Сергеевич сделал «ход
конём». «Неважно, была работа или нет, а важен отчёт о
работе», - эту любимую шутку председателя профкома Мухина
Фульчинский решил претворить в жизнь.
- Ну что ж, будет
вам отчёт, - усмехнулся он и стал яростно заполнять множество
таблиц и форм.
На следующее утро
в театр приехала комиссия: генерал - высокий седой мужчина,
привыкший всю жизнь командовать, и сопровождающий в штатском
Дёжкин, представитель министерства, бывший райкомовский
аппаратчик, которому было всё равно, что и где проверять,
лишь бы результаты проверки были положительными.
Театр генералу
понравился. Планы ГО были составлены безупречно. Наглядная
агитация имелась. Подвал- убежище содержался в чистоте
и порядке. В программу проверки входила беседа с личным
составом учреждения. В назначенное время весь коллектив
театра собрался в зрительном зале. На сцену вышел генерал
Рогов. Он говорил громко и уверенно, как выступал всегда
и везде. Но слушатели были настроены по-разному: кто серьёзно,
а кто и с иронией.
- В то время как
вы тут играете в демократию, империалистические агрессоры
не дремлют, - генерал обвёл зал суровым взглядом. - Наша
гражданская оборона всегда готова выполнить поставленные
перед ней задачи.
- А ми в этом не
сомневаемся, товарищ Рогов, - неторопливо, с кавказским
акцентом сказал сидевший в третьем ряду актёр Семенов.
В новом спектакле он играл роль Сталина, и сейчас, не
успев переодеться после репетиции, не сняв грим, сидел
в белом кителе и фуражке, с трубкой в руках. На галёрке
засмеялись.
- Вот ваш товарищ
Фульчинский, - продолжал генерал, считает, что артистам
не нужны военные знания. Что можно сказать по этому поводу?
- Борис, ты не
прав, - не выдержал директор театра, - оборона у нас -
прежде всего. Он посмотрел на бледного Фульчинского и
что-то записал в своем блокноте. На галёрке опять засмеялись.
Генерал и на этот раз остался серьезным.
- Конечно, он не
прав. Сейчас мирное время. Но когда настанет час «Ч»,
учиться будет поздно. Я так скажу, защищаться, товарищи,
мы умеем. Но надо знать, от кого защищаться. Главным для
нашего командования было определение условного противника.
Вы знаете, какая непростая обстановка сложилась во всем
мире, - генерал многозначительно кашлянул и обвёл взглядом
сидящих в зале.
- Однако, потенциальный
агрессор существует. И пока есть угроза его нападения,
необходимо существование сил гражданской обороны. Учитывая
наш размах и количество денег, вложенных в военно-промышленный
комплекс, мы можем прямо сказать, что наш условный противник
- не какая-то отдельная страна, и даже не группа стран
другого мира, а сам другой мир, то есть, - тут генерал
сделал паузу, которую иногда позволяли себе знаменитые
актёры, и сказал, подняв вверх указательный палец, - ИНОПЛАНЕТЯНЕ!
Зал удивленно зашумел.
Послышались возгласы:
- Откуда? Как узнали?
Не может быть!
- По понятным причинам,
многого я вам сказать не могу, - продолжил генерал Рогов,
- но были провокации, да и данные разведки это подтверждают.
В зале снова зашумели.
- Я так и знала,
- кипятилась актриса Елена Львовна Чарская, пышная дама
бальзаковского возраста. - Моя экстрасенсша всегда говорила:
«Элен, на тебя влияют силы космоса». Скажите, а у них
там тоже есть генералы или, хотя бы, полковники?
- Мадам, спросите
лучше, большой ли у них... - выкрикнул с галерки одетый
в гусарскую форму актёр Ивакин, но его удержал сидевший
рядом такой же гусар, актёр Рублёв:
- Молчите, Ржевский,
здесь дамы!
- Но я хотел сказать
«флот», а не то, что вы подумали, - парировал Ивакин-Ржевский.
Многие засмеялись.
Даже генерал Рогов улыбнулся.
- Армия, - снисходительно
произнес он и развёл руками.
- Успокойтесь,
товарищи! Это не настоящий противник, а условный, - он
помолчал и добавил, - пока условный. А рассказал я вам
об этом для того, чтобы вы не считали гражданскую оборону
ненужной и совершенствовали свои знания и навыки.
Под аплодисменты
собравшихся генерал сошел со сцены в зал, где его ждал
сопровождающий Дёжкин. Беседа с коллективом закончилась.
Работа Б. С. Фульчинского была признана удовлетворительной.
Оба члена комиссии пожелали ему и дальше повышать и укреплять
всё необходимое. На этом и расстались.
Ночью Фульчинскому
снились кошмары. Девицы из кордебалета, все в противогазах,
весело прыгали под музыку композитора Кальмана. Усатый
дворник поливал из шланга стратегическую ракету, высоченную,
как кокосовая пальма. В подземном бункере сидели генерал
Рогов, его сопровождающий из министерства, директор театра
и еще какие-то люди. Генерал смотрел в перископ, грозил
кулаком и ругался. А наверху театральный оркестр исполнял
марш «Броня крепка и танки наши быстры». Дирижировал оркестром
большой зелёный осьминог-инопланетянин. «Ё-го-го !» -
вопил он в восторге и размахивал сразу шестью дирижёрскими
палочками. Вместо крыши над залом было звёздное небо,
по которому в разные стороны сновали летающие тарелки.
Одна из них, пронзительно звеня, закружилась прямо над
головой Фульчинского.
Он в ужасе проснулся.
Звонил будильник. Выключив звонок и оглядевшись по сторонам,
Борис Сергеевич облегчённо вздохнул. Было раннее утро.
Над городом вставало солнце. Оно равнодушно направляло
свои лучи в окна штабов командования, министерств и квартир
простых граждан, не ведавших о кознях инопланетян. Жизнь
продолжалась.
|